Поиск

Интересное

Hot! Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЁ


Истоки художественного литья Урала берут начало в небольшом городке Касли, расположенном между красивыми озерами Иртяш и Большие Касли. Здесь в 1747 году купец Я. Коробков, родом из Тулы, открыл чугуноплавильный и железоделательный завод, получивший название Каслинского. Через пять лет Коробков продал завод Н.Н. Демидову. Предприятие получило с той поры известность как один из заводов Кыштымского горного округа по выплавке чугуна и изготовлению полосового железа, в частности, железа знаменитой в то время марки «Два соболя».

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Местный природный песок, которым каслинцы пользовались для формовки, и чугун, добываемый ими в домнах на древесноугольном топливе, способствовали достижению высоких результатов литья. В России и раньше отливали из чугуна статуи и решетки, но нигде мастерам не удавалось достигнуть такого совершенства, каким владели каслинцы. Изумительный пример их мастерства — отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. О долговечности и ценности этих произведений искусства говорит тот факт, что некоторые изделия позапрошлого века можно встретить не только в музеях, но и в антикварных магазинах и частных коллекциях.

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса


Во многом истоки зарождения мастерства в Касли обязаны немецким корням. После наполеоновских войн, разоривших немецкие земли, многие умельцы в поисках работы устремились в богатую Россию, на казенные и частные металлургические предприятия. Они не только помогали совершенствовать производство огнестрельного и холодного оружие, но и налаживали выпуск художественного литья. На Каслинском заводе до начала XIX века отливались котлы, казаны, рукомойники, чайники, утюги. Эти предметы быта производились повсеместно в большом количестве и особой ценности не представляли. Перед владельцами заводов стояла другая задача — освоение производства новой продукции, используя имеющиеся мощности.
Развитие изящного чугунного литья связывают с появлением на заводе нового управляющего — Григория Федотовича Зотова, сделавшего уникальную для того времени карьеру, пройдя путь от крепостного кричного мастера до главного управляющего заводом. Получив вольную, он с самозабвением занимался любимым художественным литьем, перспективы которого смог оценить по достоинству. В качестве первых образцов первоначально использовались отливки, привезенные им из Германии в 1820 году, где Зотов посещал местные металлургические заводы. Среди привезенных образцов были работы австрийского скульптора и медальера Леонарда Поша — «Апостол Павел», «Апостол Иоанн Богослов», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый». Кстати, эта серия выпускается на Каслинском заводе и сейчас. По моделям известного берлинского архитектора Карла Фридриха Шинкеля отливались «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам выпускались не менее известные и в наши дни работы — чернильница «Броненосец» и подсвечник «Колонка на львиных лапах». Благодаря навыкам, приобретенным при производстве бытовой чугунной посуды, каслинские литейщики быстро освоили новую для них технологию художественного литья (в сухую песчаную форму), внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и иных роскошных произведений. Долгое обращение с произведениями искусства, а также врожденная одаренность влекли каслинских чеканщиков и формовщиков к самостоятельному творчеству.
Немало содействовали успеху каслинского художественного литья и талантливые русские скульпторы М. Канаев, а затем Н. Бах, поселившиеся на заводе. Они не только предоставили свои модели для воспроизведения их в чугуне, но и привлекли к Каслям внимание ряда русских скульпторов. В чугунном литье появились отливки по моделям Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха и многих других.
На заводе выросли замечательные мастера-самородки, с необычайной силой и глубиной чувствовавшие природу чугуна, его технические и пластические возможности. Они смотрели на свой труд как на творчество: он был для них отдушиной в мрачной каторжной жизни.


Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса


В 60-90-х годах 19 века каслинское художественное литье получило известность и за пределами России, экспонируясь на выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме, где изделия каслинских мастеров неизменно отмечались грамотами и медалями.
Не иначе как сенсацией называли современники представленный на Всемирной Парижской художественной выставке 28 апреля 1900 года каслинский чугунный павильон — выставочную витрину Кыштымского горного округа. Это масштабное трехъярусное сооружение весом 4,5 тонны имело три входа и было составлено из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена и при участии М.Л. Диллон, первой дипломированной русской женщины-скульптора, оставившей след в истории скульптуры модерна.
В Париж привезли не только павильон и образцы продукции заводов, но и все необходимое для отливки любой детали, случайно сломавшейся в пути: древесный уголь, чугун в слитках, формовочные пески, различный инструмент и оснастку. Не забыли даже двух мальчишек-глиномесов для подготовки формовочной смеси. Всего же, по отчетам Акционерного общества Кыштымских горных заводов за 1900-1901 годы, «расходы по устройству павильона на Всемирной выставке в Париже» составили 25.548 рублей 69 копеек. Расположенный в центре галереи второго этажа, прямо под огромным стеклянным куполом, павильон притягивал многочисленных посетителей. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. С утра и до вечера, с первого и допоследнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный ураган восхищения. Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого были словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов. Вылитые изящные фигурки фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных дурман-цветов и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком будоражили воображением. При этом три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможным статуэтками, подсвечниками, пепельницами… Обилие разнообразных чугунных форм не мешало абсолютному совершенству выделки чугуна. В павильоне заключались торговые сделки, покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках. Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов, продававшиеся в Париже по цене равных им по весу серебряных изделий. Трудно было поверить, что все это отлито из чугуна. Каждый покупатель на память о посещении экспозиции Кыштымских заводов получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, кабана, собачку, бычка, крысу, якорь, скрещенные молоточки, — на выбор. К тому времени у мастеров в ассортименте было более 500 наименований изысканных изделий. Так что не случайно продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда по 65-му разделу (металлические изделия) — хрустальный Гран при и большая золотая медаль. Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы. Усилия талантливого архитектора были не напрасны, посетители увидели в каслинском павильоне, по меткому выражению современника, «целую энциклопедию чугунного художественного литья». Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н. А. Лаверецкого «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!». Тогда уязвленный Лубо позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол… Покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась. Крепка оказалась заводская марка. Ахнула свита, изумился президент и… прибавил цену, но сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину....
Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.
Ныне павильон, восстановленный по парижским фотографиям, стал одним из экспонатов художественного музея Екатеринбурга. Он по-прежнему поражает зрителей виртуозным исполнением, удивительным единством всех частей, богатством декоративной орнаментики, дышащей фантазией и древними преданиями. В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения.


Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса



КУСИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЁ

В 182 км от Челябинска находится небольшой городок Куса. Наверное, мало кто из нас знал бы о существовании этого провинциального городка, если бы он не прославился изготовлением замечательных произведений искусства - художественного литья из чугуна.
История Кусинского железоделательного завода начинается с 1754 г., когда купец Мосолов купил у местных жителей землю под металлургическое производство. Место было выбрано отличное:
две реки Куса и Ай снабжали завод водой, недра были богаты полезными ископаемыми.
Первую продукцию: скобы, гвозди, обручи, завод, начал выпускать в 1789 г. В середине XIX века завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта. Начало производства художественных отливок на заводе относится к 1883 г. В Кусе выпускали монументально-декоративную и чугунную станковую
скульптуру. Одно из центральных мест в продукции завода занимала
мемориальная пластика.

Произведения чугунного художественного литья рождаются в результате коллективного творческого труда скульпторов, рабочих-формовщиков и чеканщиков. В Кусе над созданием моделей для художественных отливок работали известные скульпторы России: Е.А. Лансере (1848-1887 гг.), Н.И.
Либерих (1823-1883 гг.), П.К. Клодт (1805-1867 гг.) и др.
Слава Кусинского искусства литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками.
Это объясняется тем, что во многих случаях мастера Кусы и Касли
пользовались одними и теми же моделями. И создавалось неправильное мнение о кусинских умельцах, как об имитаторах каслинских отливок.
Однако, те немногие произведения кусинских мастеров, что поныне украшают музеи, выставки и частные собрания, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности художественных отливок.

Работы кусинских мастеров получили международное признание. В 1888 г. изделия Кусинского литья были отмечены на выставке в Копенгагене, в 1897 г. удостоены серебряной медали в Стокгольме, а в 1906 г. получили высшую награду международной выставки в Милане. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение, вплоть до наших
дней.


Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса

Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса


274 JPEG | ~ 350x450; 1000x1200 | 35.72 Мb RAR


Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


ВСЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ
ДЛЯ ВАС



====================


Прошу прощения за отвратительное качество - материал носит скорее познавательный характер.
Файлы, в основном, подписаны латинскими буквами.

Другие новости по теме:

Valtna 001
Мерцающая
Награды:

Наташа, замечательная новость cool ok
Красиво как...теперь уж, наверное, и не изготавливают такую красоту, уходящую корнями в историю..жаль wink
Награды:

Говорят, в Подмосковье отрыли позолоченный иконостас каслинского литья в Берлюковской пустыни, потому и сохранился, что был в подземном каком-то храме. Редкой красоты.

Живу в Челябинске, и уверяю вас сейчас изготавливают еще более красивые вещи, но все они штучные. Если в советское время все это добро отливали массово, то сейчас тиражи весьма скромные. В самих Каслях можно недорого купить настоящие произведения искуства, которые и нестыдно по наследству детям передать.
Награды:

Классная новость, спасибо!
и просто вспомнилось...
сидел я как-то на рельсах жел.пути, ведущему к складу ТВЭЛов (тепло-выводящих элементов) в промзоне местной атомной электростанции и обратил внимание, что на рельсах Демидовские клейма. "старое" и "новое", так сказать :-)
SADIR
АннА
Награды:

У меня когда то чёртик был точь в точь такой же, как на фото laughing
minsk66
Пегас
Награды:

Красотища-а-а-а....))) Спасибо! laughing cool
А у меня черепашка есть...каслинская... request laughing

И чёртик точно такой есть! Ура! ))) lol
yurate
Элегантная
Награды:

Благодарю.
Kaggy-Karr

Доброе утро, неспящие ценители красоты!
Валтна, и сейчас делают очень красивые вещи, -
Цитата: -=SerGun=-
настоящие произведения искуства, которые и нестыдно по наследству детям передать.

SerGun - согласна. Правда, некоторые вещи, для богатых заказчиков достаточно кичевые, но безусловно, мастера не перевелись! Просто этот материал скорее об истории, современные каталоги достаточно легко найти гугл-поиском....
pitichka - не знала, вот бы хоть одним глазком посмотреть!
proswet, а я была на первокурсной практике в Каслях, поразило, что там даже на кладбище оградки и , главное, веночки - чугунные!
Аня, Таня - привет! У меня тоже есть маненькая коллекция - лень было отмывать, красить и подклеивать рога для съёмкиrequest , и так начала собирать материал раньше, чем стала журналистом lol

Таня, а покажешь, черепашку?
surkova
Белая и Пушистая
Награды:

Наталья, спасибо! Как всё красиво! Так бы смотрела и смотрела!
love love love
Modest
ФЛУДЕР
Награды:

КАГГА ,НАТАШЕНЬКА
вот не зря я ТЕБЯ (своей) ЖЕМЧУЖИНКОЙ зову tongue
СПАСИБО
kiss kiss kiss
love love love
за ТВОЙ - ЭКСКУРС
cool cool cool
+500


Куриные ножки - супер!!!! На такие монитор поставить!
Kaggy-Karr

Моденька, там последний каслинский мальчик, Нищий ангел называется, никого тебе не напоминает? love
Полинка, привет! Сегодня смотреть-непересмотреть на сайте, беги ужо, любуйся lol
Modest
ФЛУДЕР
Награды:

КАГГА
lol lol lol
Kaggy-Karr

Цитата: quetzal26


Куриные ножки

это подсвечники lol , но монитор тоже выдержат cool
grafoman x
Флудер и Танцор
Награды:

И кто придумал выражение "тяжелое детство - чугунные игрушки"? lol
Да с такими игрушками я б был самым счастливым пацаном! cool
Натали, вашу ручку kiss love
Kaggy-Karr

Серж, и щёчку kiss
grafoman x
Флудер и Танцор
Награды:

Цитата: Kaggy-Karr
и щёчку

согласен lol kiss
Kaggy-Karr

Забыла предупредить, там ещё гиря пудовая для весу в архиве - играй, Граф! lol
sergshi
В смокинге
Награды:

Спасибо lol
Kaggy-Karr

sergshi, здравствуйте, рада Вас видеть! lol
zihaben - живого рака? what Любите Вы всё же страшные байки lol

Информация

Посетители, находящиеся в группе Вне строя, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Авторизация

«    Декабрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Лучшие новости

Flag Counter