Поиск

Интересное

Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Автор: Максим Марков

«В тумане», 2012, реж. Сергей Лозница
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Два месяца назад в прокат вышел фильм Сергея Лозницы «В тумане» — рассказ про то, как партизаны пришли убивать человека, которого посчитали предателем только на том основании, что его не повесили фашисты. Сюжет неоднозначный. Не такой «прямолинейный», как, скажем, в таких прославленных картинах как «Отец солдата» и «Молодая гвардия», «Брестская крепость» и «А зори здесь тихие», где по одну стороны были «плохие», а по другую – «хорошие». Я попытался вспомнить еще несколько примеров, когда война трактовалась кинематографистами не только как противостояние черного и белого.
Разумеется, всё гораздо сложнее – и список более чем условный, к тому же очевидным образом короткий. Пожалуй, в нем даже многовато фильмов последних лет – хотя это и не значит, что сегодняшние режиссеры смотрят на войну как-то принципиально иначе, нежели их отцы или деды. Но повторяюсь: я выбирал не по принципу «самого лучшего», а исходя из неоднозначности подхода.


«Проверка на дорогах», 1971, реж. Алексей Герман
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Глава партизанского отряда поставлен перед тяжелым выбором: к ним в плен сдался свой вроде бы человек, но бывший у немцев полицаем. Можно ли поверить такому, поверить в то, что он осознал ошибки и готов искупить их своею кровью? Честные глаза – не тот признак, на который следует в подобной ситуации полагаться… В своем первом самостоятельном фильме Алексей Герман затронул сразу несколько «болевых точек», недопустимых в советскую эпоху. Помимо русского полицая, предателя, «назначенного» главным персонажем картины, здесь есть еще и «опасный» эпизод с военнопленными – жизнь которых оказывается дороже стратегически важного моста, который следовало бы уничтожить. Подобный «поклеп», непонятно как вообще допущенный к производству, привел к запрету фильма на долгие 15 лет – зато в перестройку его авторы были удостоены Государственной премии. Заслуженно.


«В бой идут одни «старики», 1973, реж. Леонид Быков
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

О войне – да чтоб с песнями? Да невозможно! Не до музыки было солдатам во время коротких передышек между тяжелыми боями, не до баловства. И потому производственная судьба у ныне всеми любимого фильма Леонида Быкова была не из простых: «приземлять» героику не позволялось. Даже несмотря на реально существовавших прототипов. По счастью, о сценарии узнали сами фронтовики – и сказали свое веское слово: да, нам нужна о Великой Отечественной именно такая картина! Ибо там была не только смерть, но и жизнь. «Кто сказал, что не бывает песен на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Так получила свое второе рождение «Смуглянка», сегодня прочно ассоциирующаяся в первую очередь именно с этим фильмом и являющаяся — со своим-то задорным танцевальным мотивом! – одной из главных «военных» песен. А героям фильма установлены памятники.


«Летят журавли», 1957, реж. Михаил Калатозов
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Что ж это такое?!. Чтобы девушка не дождалась любимого, добровольно отправившегося на фронт?! Изменила, предала, опорочила и свое, и его имя!.. Никита Хрущев, глава советского государства, выразился на этот счет прямо и без затей: «Шлюха!» Только вот вместо многолетнего строжайшего запрета картину ждала совершенно иная судьба: отправка на Каннский кинофестиваль и последовавший там триумф, увенчавшийся единственной в нашей истории «Золотой пальмовой ветвью». Что только подтвердило: жизнь такова, что всякое бывает – и любовь, и измена, и неприятие, и мировой успех. Создатели фильма – драматург Виктор Розов, режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский, актеры Татьяна Самойлова и Алексей Баталов – предельно правдиво показали: война разрушала судьбы не только бомбежкой.


«Мы из будущего», 2008, реж. Андрей Малюков
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Новое российское кино о теме Великой Отечественной тоже не забыло – и многие фильмы 21-го века не уступают классическому советскому наследию. Лента Андрея Малюкова – не самая выдающаяся, но выделяется на общем фоне по ряду причин. Первая из которых — сюжет, разумеется. Современные молодчики, позабывшие о «корнях», невероятным образом оказываются в гуще боев за свою Родину – вдруг понимая, что и они имеют к ней самое прямое отношение. Вопрос, как повела бы себя сегодняшняя молодежь, случись завтра война, задается многими – авторы картины предложили свой вариант и преуспели. Изначальная ориентация на относительно юного еще зрителя дала результат: фильм стал хитом и породил продолжение. Даже несмотря на почти единодушное мнение, что школьники нынче совсем ничего о войне не знают и знать не хотят.


«Трясина», 1978, реж. Григорий Чухрай
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Все мы знаем «Балладу о солдате», фильм, обессмертивший имя Григория Чухрая и всех его создателей. А вот «Трясину» ожидала совсем другая судьба: картину не приняло высшее советское начальство и в штыки встретили военные руководители. А всё почему: фильм рассказывает не о героях, а о дезертире. О том, каково это – остаться живым благодаря предательству. Великая Нонна Мордюкова играет здесь женщину, спасающую сына, но не его душу, и вопрос, что дороже, остается, по сути, открытым. Первоначальное название фильма подчеркивало – это «Нетипичная история». Но время для подобного «клеветнического» рассказа было выбрано «неудачное» — и ленту выдающегося мастера постарались поскорее забыть. В отличие от «Проверки на дорогах», редко о ней вспоминают и сегодня – наверное, ее время так пока и не пришло.


«Франц + Полина», 2006, реж. Михаил Сегал
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Многие авторитетные источники признают лучшим фильмом о войне (о войне вообще, не только о Великой Отечественной) «Иди и смотри». Режиссер Элем Климов с присущим ему максимализмом перенес на экран «Хатынскую повесть» Алеся Адамовича со всей присущей правде жестокостью. Поэтому когда спустя два десятилетия к уже другому произведению Адамовича обратился молодой Михаил Сегал, на дебютанта из клипмейкеров сразу посмотрели косо: было, с чем сравнивать. Хотя Сегал и не думал, конечно же, соревноваться – намеренно уйдя от климовского гиперреализма в сторону «красивой» картинки, а вступление и вовсе решив в клиповой манере. Оказалось, что и так можно снимать о войне – без ущерба для смысла. История о том, как наша девушка полюбила и спасла молоденького фашиста в пронзительности от этого не потеряла.


«Иваново детство», 1962, реж. Андрей Тарковский
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Тему «ребенок на войне» поднял еще Валентин Катаев в героической повести «Сын полка», экранизированной «по горячим следам» — в 1946-м. Рассказ Владимира Богомолова «Иван» не столь «приключенческий» — и уж совсем не похожа на привычный «военный фильм» лента, поставленная совсем молодым еще Андреем Тарковским. Будущий классик взглянул на предложенный ему сюжет сквозь призму мальчишечьих снов, показав в них, что именно украла война у Ивана. И благодаря этому снял не биографию отважного пионера-героя, а историю человека, слишком рано вынужденно ставшего взрослым. Итог — наш первый «Золотой лев» в Венеции и мировое признание, с тех пор уже не покидавшее режиссера. Но главное – «живой» фильм, не устаревший даже спустя полстолетия.


«Белорусский вокзал», 1971, реж. Андрей Смирнов
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Непременный фильм в телевизионной программе 9-го мая напрямую не говорит о войне ничего – и вместе с тем говорит очень многое. Здесь нет взрывов и стрельбы – они остались далеко в прошлом. Это рассказ не о солдатах, а о ветеранах – выживших и живущих спустя четверть века после возвращения с фронта. Кто они, эти люди, принесшие нам Победу, какими стали – или какими остались? И каковы их сегодняшние бои, бои «местного значения» — с окружающим миром, который получился не совсем таким, каким они его видели когда-то?.. Андрей Смирнов, родившийся в 1941-м году за три месяца до начала фашистского вторжения, сумел найти верную интонацию, рассказывая об Отцах – тех, кто дал жизнь его поколению. И столь неожиданный подход нашел отклик в сердцах не только фронтовиков, но и тех, кто появился на свет много, много позже.


«Восхождение», 1976, реж. Лариса Шепитько.
Некоторые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Тема предательства – пожалуй, самая острая, самая больная тема в любых разговорах о войне. Что это такое вообще, есть ли этому понятию точное определение? Легко разделять всех на «своих» и «чужих» — а если попробовать вникнуть? Не случайно название фильма Дмитрия Месхиева, одного из лучших кинопроизведений о войне нового времени — «Свои». Кто они, эти «свои», где граница, отделяющая врага от друга?.. «Восхождение» Ларисы Шепитько в этом смысле одна из самых важных работ. Потому как не только ставит неудобные вопросы и наблюдает результат, но внимательно, шаг за шагом, прослеживает весь путь, приводящий к конечному Выбору: стать предателем и выжить – или умереть, но честным человеком. В основе этого фильма, победившего на Берлинском, кстати сказать, кинофестивале, — повесть Василя Быкова «Сотников». Другая повесть Быкова о предательстве, мнимом и настоящем, — «В тумане» — спустя три с половиной десятилетия легла в основу одноименной картины Сергея Лозницы. Герой новой ленты не предавал – но и не мог опровергнуть сложившегося о себе мнения. Без вины виноватый, загнанный в тупиковую ситуацию, он тоже оказывается перед дилеммой: как с этим жить, куда двигаться дальше. Обдумать его итоговый выбор смогут те, кто еще застанет фильм в российском прокате.

Другие новости по теме:

Ast_ns
Не столько комментатор, сколько творец
Награды:

Спасибо
Snadis
Копирайт- адаптор
Награды:

Спасибо! " В бой идут одни старики" запомнился боольше всех.
ashiat
Русалка
Награды:

наверное, это глубина восприятия уровней действительности? нижний уровень это черное и белое, всё поделено - так мир воспринимают детки. при дальнейшем углублении (или расширении взгляда) мир воспринимается как две стороны, но всё же одной медали... а порой мир начинает казатьсо лентой мёбиуса - как разглядывай, обратная сторона поверхности всё та же, и непонятно, каким образом ты был вроде на одной стороне, и вдруг ты уже на другой и места перехода даже невозможно обнаружить... хорошо, когда много фильмов РАЗНЫХ. и простых, и сложных, и мозговыворачивающих. они все нужны.
а пиндосская массовая культура возвела первый уровень восприятия в максимум - супер-герои, супер-злодеи. и продолжает с упорством это культивировать.
nikoves
деда Коля
Награды:

ashiat,
Спасибо за суперкомментарий! smile
Reina-Oro
Совершенство
Награды:

Цитата: ashiat
хорошо, когда много фильмов РАЗНЫХ.

ashiat, конечно хорошо! есть что посмотреть и обсудить.
Из новинок, если это можно так назвать, то по этой теме очень сильный фильм «Мы из будущего», 2008, реж. Андрей Малюков. Побольше бы таких фильмов снимали.

Цитата: ashiat
а пиндосская массовая культура возвела первый уровень восприятия в максимум - супер-герои, супер-злодеи. и продолжает с упорством это культивировать.

А у нас? Новые сериалы, супер мент, разборки и бандиты в законе smile

Если сравнивать ТО, что должен был уметь актёр в то время, например Любовь Орлова. Петь, танцевать, хорошую память запомнить текст. А сейчас, максимум это внешность и то...Ранее был очень сильный кастинг на роли, искали типажи и порой находили людей просто на улице...
ashiat
Русалка
Награды:

Цитата: Reina-Oro
А у нас? Новые сериалы, супер мент, разборки и бандиты в законе

ну это вообще не рассмариваем))) ибо дальше рф оно не распространяетсо (слава богу) а американская культура преподносится как ориентир всему миру (хорошо, что тоже не везде, но охват несоизмеримо больший, чем у всех других)
Цитата: Reina-Oro
Если сравнивать ТО, что должен был уметь актёр в то время, например Любовь Орлова. Петь, танцевать, хорошую память запомнить текст.

кстати, да - просто не устаю восхищаться спектру умений актёров тех времен! но зарубьежом требования к умениям актёров всё же высокие - качественно петь и танцевать в многочисленных киномюзиклах просто с милой внешностью непросто))
а у нас общество в кастовость впало(( актёры нынешнего поколения - родственники актёров предыдущего поколения... средневековье... с улицы уже туда не пустят)) ибо основной критерий не талант, а перспективы - не отберёт ли новичок шмат хлеба с икрой?)) а быдло и это схавает, зачем ему какой-то там еще талант??
Muller77
Старик Мюллер
Награды:

Цитата: ashiat
кстати, да - просто не устаю восхищаться спектру умений актёров тех времен! но зарубьежом требования к умениям актёров всё же высокие - качественно петь и танцевать в многочисленных киномюзиклах просто с милой внешностью непросто))

Не уж то Шварцнеггер что-то спел или сплясал? laughing Там, за рубежом, так же есть специализация актеров и никто не пригласит Джима Керри на роль терминатора, если не захочет снять комедию. Все отличие нашего и ихнего кино - они умеют создавать красивые упаковки к фильмам, а мы нет. sad

Что касаемо фильмов про войну:
на мой взгляд, независимо от темы сюжета, фильм должен быть профессиональным и прочувствованным до мелочей.
При огромных возможностях современной киноиндустрии, после просмотра современного кинопродукта(два из 3 здесь представленных протестированы лично)), остается ощущение выступления драмкружка - ни глубины режиссерской работы , ни отдачи со стороны актеров, ни технической поддержки..
Я не против фильмов а ля "легкое чтиво" Но в списках военных фильмов их быть не должно....тема не та.
Многие авторитетные источники признают лучшим фильмом о войне (о войне вообще, не только о Великой Отечественной) «Иди и смотри»..

Да.
Смотрела еще ребенком - тяжело, жестко...но вывод "Война это плохо" навсегда отпечатался.

Спасибо.
Reina-Oro
Совершенство
Награды:

Цитата: ashiat
кстати, да - просто не устаю восхищаться спектру умений актёров тех времен!

ashiat,так кто пел и танцевал, таким и пророчили, быть тебе актёром smile А сейчас? Правильно Вы написали, что нужно родиться в ТОЙ семье.

Цитата: ashiat
а американская культура преподносится как ориентир всему миру (хорошо, что тоже не везде, но охват несоизмеримо больший, чем у всех других)

Их комиксы, это как наши сказки smile

Цитата: Muller77
Не уж то Шварцнеггер что-то спел или сплясал?

Muller77, нет, он по другому пробивался на экран smile можно сказать и плясал.

Цитата: Muller77
Все отличие нашего и ихнего кино - они умеют создавать красивые упаковки к фильмам, а мы нет.

Не только оболочка, но и содержание фильма. Да..и шоу вокруг фильма тоже.
Рекламу сейчас делают и у нас..а после просмотра фильма?
Чаще всего только горький осадок...

Цитата: мамонт02
Я не против фильмов а ля "легкое чтиво" Но в списках военных фильмов их быть не должно....тема не та.

Фильм «Мы из будущего», можно назвать лёгким чтивом, фантастикой. Но, он даёт заряд патриотизма и гордости..за народ, страну. Вот такое ощущение у меня от этого фильма и слышала только положительные отзывы о нём.

Цитата: Reina-Oro
Фильм «Мы из будущего»...

Вот смотрели его и очень жалели, что не хватило пороху в пороховница.
Сюжет классный, задумка гениальная, а вот исполнение подкачало (имхо). Не знаю что именно не так пошло, но фильм мог бы "порвать" сознание молодых, а он даже "пылинки не сдует" - слабоват... и от сего обидно - некий выброс в пустоту.
Ваша реакция понятна - вы дорисовали себе то что недосказал автор, потому что у вас есть базис знаний - представлений о войне, воспитанных правильной и сильной, во всех отношениях, идеологией.
А изменит ли он сознание фашиствующей молодежи? всколыхнет ли?
По этому и говорю, что военный фильм:

Цитата: мамонт02
... должен быть профессиональным и прочувствованным до мелочей.

а попаданцы интереснее

Добрый день или вечер всем!
Думаю обсуждения на эту тему опять оживут ближе к празднованию дня Великой Победы!
Ведь столько крови пролито, столько судеб исковеркано.... даже не сотни тысяч!
Воевали между собой за господство над миром два монстра Гитлер и Сталин и иже с ними,
а проливали кровь другие!!! Понятно, что пока была цензура и пропаганда СССР всем режисерам приходилось вжиматься в установленные рамки и заранее было известно кто герой....
На мой взгляд тут стоило упомянуть еще фильм "Штрафбат", где выжившими по сценарию режисера оказались герой Алексея Серебрякова и прибившийся священнослужитель. ПРи СССР такую картину снимать не могли. Почему-то вспомнилась чужая картина(США) "Враг у ворот" о нашем Сталинграде и я пожалел, что наши режисеры в таком ракурсе ситуацию не решали. Немного сдвинулось с выходом сериала по роману Гроссмана "Жизнь и судьба", но сам роман очень многоплановый
и режисер воплотил несколько урезанную версию. Тем не менее фильм результата достиг - смотришь и сердце болит...
Награды:

Только вот непонятно, как Андрей Смирнов после "Белорусского вокзала" снял "Жила-была одна баба".
Вот не укладывается в голове...

"Иваново детство" один из лучших фильмов о детях на войне.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Вне строя, не могут оставлять комментарии к данной публикации.